• Люди
  • Роспись

Человек всегда 050723_174416старался украсить своё жилище. Ещё живя в пещерах, первобытные люди рисовали на стенах сценки из своей нехитрой жизни.Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда он выбрался из холодных и неуютных пещерных стен, понастроив себе домов, то не смог изменить своей привычке. Конечно, художественный и эстетический уровень настенных росписей менялся за тысячелетия вместе с развитием цивилизации. Очень внятные и выразительные рисунки на стены наносили как древние египтяне и греки, так и славяне. Чаще всего на них можно было увидеть сцены быта, а также религиозные и мифологические мотивы. На стенах человек выражал как то, что окружало его в повседневной жизни, так и все неведомое, загадочное, сакральное. У современного человека есть гораздо больше как технических возможностей, так и тем для настенного самовыражения. Кроме того, за плечами сегодняшнего человека находится огромная история техники росписи стен, на достижения которой есть возможность смело опереться. В Италии в средних веках фресками «баловались» сам Микеланджело и Рафаэль, на Руси наиболее известен Дионисий, чьей рукой расписаны стены Ферапонтова монастыря. Фреска, в которой соединяется богатство красок, долговечность готового рисунка и его большой размер (фрески писали как внутри христианских храмов, так и снаружи), сумела с легкостью войти в культуру христианства и занять там значительное место, Название секко (a secco — слово тоже итальянское, что значит «по сухому») менее известно, чем фреска. Этот способ росписи стен, как уже следует из названия, подразумевает работу художника по сухой штукатурке. Используются краски, растертые на растительном клее, яйце, а также смешанные с темперными, масляными или акриловыми красками с добавлением извести. А вот фреска, которая пишется художником без примеси темперы, называется буон фреска (на итальянском buon fresco значит «чистая фреска». Граффито или сграффито ненужно путать с «граффити» — современной техникой росписи стен при помощи аэрозольных баллончиков. Sgraffito или grafrito в переводе с итальянского значит «выцарапанный» — это довольно технологически сложная фресковая живопись. Перед работой стена, выбранная «холстом» для создания такого вида фресок, предварительно покрывается сначала черным, а потом белым грунтом. Создавая рисунок, художник соскабливает белый грунт до черного. Придумали граффито или сграффито древние греки, а ее популярность в Италии эпохи ренессанса обусловлена долговечности нанесенных рисунков.Конечно же, современные фрески написанные художником отличаются от древних, но в большей степени это касается использования более качественных современных смесей, красок и техники исполнения, так как созданное буквально за неделю изображение не должно отличаться в конечном итоге от того, которое было произведено I,V-II века назад. Сегодня для написания фрески используют масляные или клеевые краски, акрилаты, etc. Что интересно. В современном «декоративном искусстве» термином «фреска» всё чаще пользуются для обозначения не только и не столько конкретного вида живописной техники – так, в обиходе может называться любая художественная роспись на стене: и секко, и темпера, и живопись, исполненная художником акриловыми или масляными красками, в том числе и для обозначения популярных сегодня: способов декоративного оформления интерьера или экстерьера — например «цифровые фрески» исполненные методом печати изображения на основе (холст, флизелин, панель) имеющей (для придания декоративности) песчаную или кракелюрную поверхность имитирующую трещины, также используемые для декоративного оформления стен и потолков. Основной смысл который сегодня закладывается в термин: «фреска» — это способ с помощью которого создаются расписные монументальные композиции, непосредственно связанные с архитектурой. В противовес, например, такому термину в искусстве, как «картина» — это самостоятельное художественное произведение, несущее эстетическое значение и не зависящее от интерьера.