В бельгийском городе Генте  начались реставрационные работы одного из уникальных  произведений эпохи Возрождения — Гентского алтаря (The Ghent Altarpiece).

Гентский алтарь относится к одному из первых монументальных средневековых алтарей и является первым шагом на пути от канонической иконописи к реализму. Алтарь представляет собой одно из уникальных, и возможно самых почитаемых , произведений искусства эпохи Возрождения, не утративший и до наших дней своего огромного духовного значения.

Гентский алтарь в закрытом виде.

Гентский алтарь в закрытом виде.

Алтарь был создан по заказу Йоса Вейдта в гентском соборе св. Иоанна (ныне св. Бавона) для семейной капеллы. Надпись на алтаре гласит, что работа была начата Хубертом ван Эйком(1370-1426), «величайшим из всех», и закончена в 1432 году его братом Яном ван Эйком(1390-1441), прозванным «вторым в искусстве». До сих пор доподлинно не установлено, какая из створок, каким из  братьев была написана. Однако считается, что в изображении рыцарей Господних, четвертый всадник обладает чертами лица Яна ван Эйк, а первый всадник – Хуберта ван Эйка. Многочисленные экспертизы и художественно-стилистические анализы, проделанные рядом современных учёных, как зарубежных , так и российских, не смогли обнаружить никаких технических различий в написании створок, что послужило поводом усомниться в авторстве Хуберта ван Эйка.

Гентский алтарь состоит из 24 дубовых панелей, на которых изображены человеческие фигуры и сцены из Священного Писания. Высота алтаря составляет более 3, 5 метра, ширина около 5 метров в раскрытом виде.

Алтарь в открытом виде.

Алтарь в открытом виде.

Судьба Гентского алтаря одна из самых драматичных за всю историю искусства. Шесть раз алтарь подвергался покушению грабителей. Одну из украденных панелей в 1934 году так и не удалось вернуть. В XVI веке алтарь пришлось два раза разбирать и прятать от иконоборцев. Два века спустя центральные части алтаря в качестве трофея оказались во Франции , но после смерти Наполеона были возращены на родину. В 1945 году алтарь чуть было не уничтожили фашисты. Все эти происшествия не могли не отобразиться на сохранности алтаря. Лишь панели с изображением Адама и Евы боле менее сохранились в первоначальном виде. В настоящее время реставраторы и учёные разработали индивидуальную программу восстановления для каждой части полиптиха.

Братья ван Эйки одни из первых художников, которые при написании картин, использовали масляные краски. Гентский алтарь был выполнен в технике тонких слоёв по выбеленной основе. Это визуально делает картины прозрачными. Поверхность панелей алтаря покрыты лаком. Лак носит не только защитную функцию , но и делает поверхность более ровной. Однако лак со временем теряет свои качества- тускнеет и даёт трещины. На настоящий момент состояние лака оценивается как очень плохое, и из-за него страдает цветовой баланс полиптиха. При подготовительной работе было выявлено , что картины покрыты несколькими слоями лака разной толщины и составу. Реставраторам и учёным предстоит сложная работа по замене покрытия. По предварительным оценкам специалистов работы продлятся более пяти лет, а стоимость составит около 1, 3 миллиона долларов.