Музей архитектуры им. Щусева проводит выставку «Пророчества Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропей­ских мастеров XV-XVII вв.». Выставка представит 70 редких гравюр из московских частных собраний на тему Откровения св.Иоанна и его интерпретации в знаменитой серии Дюрера «Apocalypsis cum figuris» («Апокалипсис в образах»), впервые изданной в 1498 г.
Серию «Apocalypsis cum figuris» покажут целиком — все пятнадцать гравюр в прижизненных оттисках. Художник изобразил ключевые сцены Откровения: жену, облеченную в солнце, зверя с семью головами и десятью рогами, битву дракона с архангелом Михаилом, вавилонскую блудницу, битву ангелов и, главное, явление четырех всадников Апокалипсиса. Оттиски этой самой известной гравюры хранятся в коллекциях ведущих музеев мира, среди которых Метрополитен и Британский музей (работы на выставке в МУАРе происходят из частного собрания). В отличие от более ранних Апокалипсисов, где всадники изображены статично и выглядят совсем не угрожающе, Дюрер создал по-настоящему драматиче­ский и динамический сюжет. Лошади несутся на всех парах и готовы затоптать все попавшееся им на пути. Фигуры всадников — Смерти, Чумы, Войны и Голода — наклонены вперед; они даже привстали на стременах и готовы приступить к выполнению своей миссии немедля. Серия принесла Дюреру (которому было 27 лет на момент публикации книги) славу и надолго разрешила все финансовые проблемы.

Durer

[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-1.jpg]2420
Апокалипсис. Мученичество Иоана Богослова. 1497-98<br />Гравюра на дереве.395 x 282 mm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-2.jpg]700
Апокалипсис. Явление Иоану Христа и сути семи церквей. 1497-98<br />Гравюра на дереве.395 x 282 mm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-3.jpg]520
Апокалипсис. "Св. Иоанн и двадцать четыре старца"<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-4.jpg]390
Четыре всадника Апокалипсиса. 1497-98<br />Гравюра на дереве.399 x 286 mm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-5.jpg]300
Апокалипсис. "Открытие пятой и шестой Печатей". 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-6.jpg]240
Апокалипсис. Клеймение праведных. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-7.jpg]260
Апокалипсис. Трубный глас. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-8.jpg]210
Апокалипсис. Битва Ангелов. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-9.jpg]270
Апокалипсис. Св. Иоанн получает (глотает) книгу Откровений. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-10.jpg]250Апокалипсис. Женщина-Солнце и семиголовый Дракон. 1497-98 Гравюра на дереве.39 x 28 cm Художественный музей. Карлсруэ. Германия
Дюрер знал из проповедей: семь голов дракона обозначают семь смертных грехов: зависть, лень, гордыню, похоть, чревоугодие, ярость и скупость. Тем отвратительнее сделает он их обличья. Искаженные морды — верблюжья, кабанья, львиная, песья и еще трех неведомых зверей, разинутые пасти, вытянутые языки, щетина, чешуя, зазубренные рога, шеи, извивающиеся, подобно змеям, острые когти, тело пресмыкающегося, но на кошачьих лапах, огромный голый хвост, перепончатые крылья — здесь соединено все, что может вызвать чувство страха и омерзения — "Семиголовый дракон".<br />Каждой шее он придал свой изгиб, каждой голове особый поворот, объединив их общим ритмом. Получилось нечто в высшей степени сложное, но не грозное, а неожиданно изысканное и занимательное. Обстоятельное перечисление оказалось избыточным. Таинственное должно быть недосказанным.<br />Но так как ему нужно было сделать зримыми Солнечную женщину и младенца, он изобразил их как Марию и Христа. В этом он послушно следовал традиции — один из примеров того, сколько в его "Апокалипсисе", среди нового, небывалого, ни у одного художника еще не появлявшегося, старого, связанного с искусством прежних десятилетий и даже веков.
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-11.jpg]260
Апокалипсис. Битва архангела Михаила с драконом. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-12.jpg]240
Апокалипсис. Зверь с семью головами и число его 666. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-13.jpg]230
Апокалипсис. Ангец божий и гимн избранному. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-14.jpg]210
Апокалипсис. Вавилонская блудница. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия
[img src=http://styledeco.ru/wp-content/flagallery/durer/thumbs/thumbs_durer-apocalypse-15.jpg]180
Апокалипсис. Новый Иерусалим. 1497-98<br />Гравюра на дереве.39 x 28 cm<br />Художественный музей. Карлсруэ. Германия

Композиции Дюрера предстанут в контексте предшествующей традиции, а также произведений современников и последователей мастера: Михаэля Вольгемута (1434-1519), Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), Иоганна Тейфеля (раб.1568-1584), Петера ван дер Борхта (1545-1608), Кристофеля ван Зихема II (1581-1658), а также авторов известнейших Библий Пискатора (1639) и Мортье (1700). Такой подход позволяет по-новому взглянуть на шедевр Дюрера, и через сравнение подчеркнуть гениальное новаторство мастера.

Экспозиция состоит из двух разделов. Первый – вводный – посвящен св.Иоанну, автору текста Откровения, и Дюреру – автору гравированного «Апокалипсиса». В этом же разделе представлены гравюры Михаэля Вольгемута, учителя Дюрера. Это три листа из «Всемирной хроники» (так называемой «Нюрнбергской хроники»; Нюрнберг, 1493) Х.Шеделя, повествующие о конце времен, предсказанном в Откровении св.Иоанна.

Основной раздел выставки посвящен «Апокалипсису» Дюрера. В нем представлены все листы серии, происходящие из московского частного собрания. Гравюры современников и последователей Дюрера представлены в экспозиции рядом с листами мастера, а также с цитатами из текста Апокалипсиса, что дает возможность зрителю сравнивать, самостоятельно изучать, как различные мастера трактовали одни и те же сюжеты Откровения.

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Аптекарский приказ
Москва, ул. Воздвиженка, д. 5 / 25